|
«Быстрые» краны
За последние пять лет в Германии стоимость кранов относительно общей стоимости строительства возросла с 0,5 до 5,0%, это породило тенденцию к использованию более экономичных типов кранов. Когда принимается решение, какой из башенных кранов – с верхним поворотом или быстромонтируемый – будет наиболее экономичным для данной работы, решающее значение может иметь величина расходов на транспортировку и установку.
Граница, по-видимому, проходит где-то между грузовыми моментами 80 и 100 тс·м. Если для перевозки кроме базового крана необходимо еще более двух транспортных единиц, экономичней будет использовать городской башенный кран с верхним поворотом, но следует учитывать и затраты на использование мобильного крана для установки башенного. Специально для этой цели производят башенные краны с верхним поворотом так называемой серии City. К примеру, такой производитель, как ALFA S.r.l (Италия), выпускает 12 моделей кранов только этой серии, наиболее популярной в настоящее время в мире. Для их перемещения нужны всего лишь одна-две стандартные машины. Время монтажа с помощью автокрана – 6...8 ч. Высота крюка – до 52 м, вылет крюка достигает 70 м. Эту серию также можно отнести к разряду быстромонтируемых кранов по причине крупномодульной конструкции и быстрого монтажа.
Главным недостатком быстромонтируемых кранов является ограниченная высота подъема крюка и необходимая для установки площадка. Большим моделям требуются участки со стороной 4,5...5 м, тогда как кранам с верхним поворотом достаточно квадрата со стороной 1,0 м. Телескопические стрелы, предлагаемые как опция такими производителями, как Pingon, Potain, Arcomet и Liebherr в своей серии ТТ, увеличивают маневренность крана в условиях тесных городских улиц.
онструкции с плоским верхом (без поддерживающих оттяжек стрелы), стандартно выпускаемые, например, краностроительным заводом ALFA S.r.l (Италия), позволяют максимально безопасно работать в сильно ограниченном пространстве и со сложенной пополам стрелой. Краны Liebherr TT – единственные в мире башенные быстромонтируемые краны, у которых башня и стрела телескопические (отсюда и обозначение ТТ). Можно телескопировать и пустую стрелу, и с грузом (максимальная грузоподъемность (г/п) крана – 4 т, на конце стрелы – 1100 кг). Благодаря телескопическому механизму стрелу удобно установить на любую необходимую длину. Для телескопической стрелы нужно меньше пространства, чем для раскладной. Однако применение телескопической стрелы увеличивает стоимость крана, а ее длина ограничена 30...40 м, т. е. она пригодна для использования далеко не всех случаях.
Бывает, что кран невозможно эксплуатировать в условиях плотной городской застройки из-за его больших размеров в транспортном положении и недостатка места для монтажа. У шасси благодаря небольшой базе колес малый радиус разворота, что повышает маневренность крана. Компактный быстромонтируемый кран Gru Dalbe HF 162 с остаточной г/п 500 кг при вылете 19 м имеет две управляемые оси, причем шасси может передвигаться и в режиме «крабового хода».
Высокая скорость транспортного движения между строительными площадками (в идеальном случае – без прицепа) – большое преимущество для крана. В классе кранов с грузовым моментом до 20 тс·м возможность буксировать кран с высокой скоростью позволяет использовать быстромонтируемые краны для краткосрочных работ, как, например, мобильные быстромонтируемые краны на шасси грузовиков.
Недавно ряд производителей начали рекламировать быстромонтируемые краны на гусеничных шасси в качестве способа увеличить возможности крана, например Potain GMTR 366, имеющий остаточную г/п 1,85 т при вылете 40 м, или краны Liebherr TRR (телескопическая башня, телескопическая стрела + гусеничный ход). Однако такие конструкции могут найти применение лишь в особых условиях или странах, например в Нидерландах, где гусеничный ход традиционно популярен. Тяжелые гусеничные шасси увеличивают стоимость транспортировки, и для компаний, сдающих краны в аренду, предпочтительней было бы иметь один кран на традиционном колесном ходу, который для специальных целей можно переставлять на гусеничную ходовую часть, чем содержать два разных крана.
Что касается привода для монтажа-демонтажа, Potain, ALFA и большинство других производителей отстаивают преимущества гидропривода, аргументируя выбор тем, что никакой другой привод не может обеспечить такой уровень безопасности благодаря отсутствию тросов, которые изнашиваются и рвутся.
Хотя гидравлический привод проверен эксплуатацией в течение последних десяти лет, некоторые производители и компании, сдающие краны в аренду, по-прежнему относятся к нему с недоверием, опасаясь таких проявляющихся с течением времени недостатков, как высокая стоимость техобслуживания и ремонта. Поэтому немецкая компания KSD Kransysteme GmbH (бывш. Pekazett), например, не использует гидропривод для самомонтажа кранов. Хотя, с другой стороны, это сомнительно, и безопасная эксплуатация все равно важней и в конечном счете дешевле.
Рыночная стоимость определяет тенденции в развитии быстромонтируемых кранов, особенно в классе до 30 тс·м. Из-за стремления сдержать рост стоимости производители очень ограниченно используют в конструкции кранов высокотехнологичные инновации. Быстромонтируемые краны наибольших типоразмеров конкурируют с городскими башенными кранами с верхним поворотом по стоимости монтажа и транспортировки, однако капитальные затраты на башенные краны традиционной конструкции все-таки ниже. Наибольшей популярностью на рынке пользуются быстромонтируемые башенные краны класса 60...70 тс·м, высота подъема крюка которых по большей части доходит до 32 м, а длина стрелы – до 45 м. У кранов этого класса имеется ряд опционных возможностей и вариантов комплектаций, благодаря которым они имеют преимущества над конкурентами на рынке.
В развитии конструкций башенных кранов с верхним поворотом заметны тенденции к снижению стоимости транспортировки и монтажа, например, новая серия кранов Wilbert WT. Чтобы машина имела конкурентные преимущества, разработчики постарались максимально сократить время монтажа, увеличить высоту башни, уменьшить габаритные размеры в транспортном положении и размеры площадки для установки, иначе модульные краны с верхним поворотом, обладающие более широкими возможностями, не позволят быстромонтируемым кранам проникнуть в класс кранов высокой грузоподъемности. За пределами Центральной Европы получение разрешения на передвижение по дорогам общего пользования создаст еще одно препятствие для распространения быстромонтируемых кранов большой грузоподъемности.
Одно из главных преимуществ быстромонтируемых кранов утрачивается, если кран приходится грузить на прицеп с плоской платформой или если кран должен быть разделен на секции и его нельзя буксировать в собранном состоянии. В таких случаях мобильные краны на модифицированных шасси грузовиков могут составить серьезную конкуренцию, но они гораздо дороже.
|