|
Небольшие, легкие, необходимые
До недавнего времени башенные краны для малоэтажного, или «коттеджного», строительства широко использовались только в Западной Европе. Довольно высокий уровень жизни обусловил то, что значительная часть населения этих стран проживает либо в небольших собственных домах, либо в малоэтажных зданиях коттеджного типа. В настоящее время Россия и другие страны бывшего СССР активно идут по этому пути: как грибы растут городские и дачные коттеджные поселки.
Отсюда и большой интерес строителей к башенным кранам небольшой грузоподъемности, достаточной для такого рода строительства, поскольку они позволяют существенно снизить производственные расходы.
Башенные краны, применяемые для малоэтажного строительства, обычно имеют сравнительно небольшую, до 36...40 м максимальную высоту подъема крюка, их максимальная грузоподъемность сравнительно небольшая – от 1,5 до 5 т, что является вполне достаточным и экономным решением. Для них характерны малые транспортные габаритные размеры (достаточно одного-двух стандартных полуприцепов для перевозки), низкое энергопотребление – до 15 кВт, высокая надежность, быстрота монтажа-демонтажа (от 1 до 8 ч) и низкие затраты на техническое обслуживание.
Краны этого типа обычно имеют раскладную конструкцию башни (самомонтируемые башенные краны) либо крупномодульную, когда длина секций башни до 12 м, что существенно ускоряет и упрощает монтаж: достаточно одной рабочей смены.
Конструкция стрелы также модульная, двух видов: с оголовком и вантами или плоская Flat Top. Стрела с оголовком предпочтительней с точки зрения транспортных габаритов и для меньшей парусности при работе, а плоская стрела популярна в настоящее время, так как эта конструкция считается новой и передовой, хотя разработана и применялась гораздо раньше конструкции с оголовком. На российском рынке предлагаются краны со стрелами обоих типов.
Сектор коттеджных кранов российского рынка башенных кранов делят известные западноевропейские производители – Potain, Liebherr, Terex, Jaso и др. Одним из лучших производителей кранов данного типа является итальянская компания ALFA, которая сама разрабатывает и серийно выпускает 12 моделей кранов для малоэтажного строительства. Краны ALFA отличаются простотой, надежностью и эффективностью. Все производство находится в Италии, используются комплектующие лучших и только европейских производителей, высококачественная сталь европейского производства (ST-510 в европейской классификации), что позволяет снизить массу конструкций. Отечественных кранов такого типа и качества на рынке России пока нет, поскольку до недавнего времени у нас массово строили только многоэтажные панельные дома и легкие невысокие краны были не нужны.
Китайские заводы, активно стремящиеся проникнуть на российский рынок башенных кранов, также не предлагают кранов для коттеджного строительства. Китай производит путем копирования западных образцов модели тяжелых башенных кранов, которые наиболее востребованы. Кроме того, для производства легких и надежных башенных кранов необходим большой опыт и широкое использование последних технологических достижений, которых нет у китайских машиностроителей.
Применение башенных кранов для малоэтажного строительства в высшей степени эффективно по всем параметрам – экономическим, временнм, трудозатратным. Доказательством может служить их большая популярность и широкое распространение в Западной Европе, а также быстро расширяющаяся сфера использования в России. Эти башенные краны не имеют ограничений по месту применения, только по максимальной высоте работы: 12...16 этажей. Для их монтажа-демонтажа требуются автокраны соответствующей грузоподъемности. При строительстве зданий высотой 5...6 этажей можно использовать самомонтируемые краны, для монтажа-демонтажа которых автокран не нужен.
До того времени, как в России стали широко использовать легкие башенные краны, для малоэтажного, гаражного и сельского строительства применяли автомобильные краны. Однако башенные краны малой грузоподъемности можно заменить автокранами только частично, поскольку автокраны способны работать только вертикальной либо наклонной стелой при существенном снижении грузоподъемности, у них значительно больше габаритные размеры, выше накладные расходы, а их стоимость сравнима либо существенно выше, чем стоимость башенных кранов. Сверх того, рабочая зона башенного крана всегда в несколько раз больше, чем автомобильного. Автокран полезен только там, где строительные работы занимают от одного до нескольких дней. А в условиях плотной застройки автокран вообще сложно применять.
Приверженцы старых технологий строительства говорят, что автокран движется «своим ходом», а для башенных кранов нужны отдельные транспортные средства. Это так, но для перемещения и монтажа башенных кранов малой грузоподъемности подходит любой транспорт, а недостаточная мобильность – недостаток, который не перевешивает все многочисленные достоинства этого передового для России вида грузоподъемной техники.
Самый дешевый автокран отечественного производства в настоящее время сравним по цене с башенным краном малой грузоподъемности, например ALFA, и если сроки поставки автокранов в настоящее время доходят до 10...12 месяцев, то некоторые башенные краны западного производства могут быть поставлены в течение 10 дней.
Краны Liebherr на строительстве пилона нового моста
Недавно на строительстве пилона высотой 130 м для нового моста через Рейн в г. Везель задействовали два крана Liebherr различных моделей. На конечной стадии возведения пилона для подъемных работ использовали стационарный башенный поворотный кран 280 EC-H 16 Litronic при поддержке мобильного крана с решетчатой стрелой LG 1750.
Проезжая часть моста состоит из находящейся на пологом левом берегу Рейна конструкции длиной 376 м, выполненной из предварительно-напряженного бетона, и из простирающейся над водной поверхностью второй части моста длиной 396 м, изготовленной из металлоконструкций. На левом берегу Рейна расположен мостовой пилон высотой 130 м из высокопрочного бетона, имеющий форму буквы Y.
Для его строительства использовался башенный поворотный кран Liebherr 280EC-H16 Litronic с максимальным вылетом стрелы 70 м и максимальной высотой под крюком 142,4 м. Кран смонтирован на фундаментных анкерах. Из-за размеров башенной системы 500 HC такая необычная высота под крюком могла быть достигнута только с помощью анкерного крепления на пилоне. Кран имеет максимальную грузоподъемность на конце стрелы 3100 кг.
Поначалу кран 280 EC-H 16 Litronic наращивали в соответствии с ходом строительства направленной ввысь опоры до высоты 90 м. Затем мобильный кран Liebherr установил попарно шесть мощных стальных блоков высотой 15 м и массой 75 т, и пилон увеличился еще на 45 м. При выполнении этих работ находившиеся на вершине пилона монтажники передавали по радио указания по позиционированию крупных стальных блоков с точностью до сантиметра. Стальные блоки использовались для закрепления мостовых тросов.
|