|
Анализ рынка катков
Катки относятся, наверное, к самым передовым средствам механизации строительных работ (наряду с подъемными блоками, полиспастами и рыхлителями). На заре истории развития строительных технологий ещё не существовало бульдозеров и скреперов, компрессоров и экскаваторов, а примитивные уплотняющие машины – катки на конной тяге – уже укатывали дороги различных империй. С тех пор катки являются одними из самых массовых машин при постройке линейно-протяжённых сооружений во всех уголках планеты.
Катки используются не только при строительстве дорог, но и при уплотнении грунта в различных земляных сооружениях или мусора на городских свалках. Ближайший родственник дорожного катка – каток сельскохозяйственный, который используется в агротехнике для дробления комов и уплотнения почвы.
При одинаковом способе воздействия (создание давления на уплотняемую поверхность) катки различаются по типу рабочего органа, на вальцевые, комбинированные и пневмоколёсные. Первые два вида могут быть статическими и вибрационными.
Статические катки уплотняют поверхность только за счёт собственной массы, вибрационные – используют так же действенные силы, возникающие при колебаниях вибратора, встроенного в валец. Ранее увеличение коэффициента уплотнения достигалось только за счёт увеличения массы машины.
Различают так же самоходные или прицепные (полуприцепные) катки, при этом доля последних в последнее десятилетие уменьшается.
В настоящее время статические вальцовые катки среди новых моделей известных фирм встречаются крайне редко и используются дорожниками только на специфичных работах. С начала 80-х годов большинство современных технологий укладки предполагает использование более компактных и производительных виброкатков, кроме того, уменьшив амплитуду колебаний или совсем отключив вибратор, можно получить те же статистические режимы, а соответственно и результаты укладки. Это объясняет почти полную замену статических машин вибрационными.
Проведённый анализ состава катков у довольно большой части подрядчиков на выполнении дорожных работ в Санкт-Петербурге показывает, что в основном они располагают весьма ограниченным набором – ДУ-47, ДУ-54, которыми и выполняются все работы, вне зависимости от объёмов и видов. Качество, при этом, понятно не высокое.
Вместе с тем, совершенно ясно, что при использовании даже самого современного оборудования и технологий, но некачественных материалов (не только из-за экономии), долговечного покрытия не получишь.
По развитию конструктивных схем катков, прослеживается тенденция ухода от трёхвальцовой компании, при которой поворот машины осуществляется передним вальцом (ДУ-48, ДУ-50), на полурамную, двухвальцовую конструкцию.
В Санкт-Петербурге, в стеснённых городских условиях, лёгкие (до 4 тонн) катки, используемые на устройстве тротуаров, вспомогательных и не больших по площади ремонтных дорожных работах, постепенно вытесняются виброплитами, хотя сами дорожники говорят, что при уплотнении слоя толщиной более 50 мм с помощью виброплит, показатели хуже.
В последние годы появились новые ветви развития уплотняющих машин, обусловленные более совершенными технологиями, например, траншейные катки. В России с её низким уровнем механизации строительных работ они распространения пока не получили. Несмотря на кажущуюся простоту и консервативность внешнего вида, постоянно появляются интересные конструктивные решения, одно из них смещающиеся вдоль продольной оси машины вальца, изменяющие таким образом развесовку катка, а следовательно, и коэффициент уплотнения. Во многих моделях катков, появились компьютерные системы, самостоятельно определяющие повышение прочности покрытия по мере укатки.
|