|
Те, что растят дома. Российский рынок башенных кранов
Каким видят российский рынок башенных кранов специалисты? Об этом наш корреспондент беседовал с руководителями ряда предприятий, занимающихся эксплуатацией башенных кранов.
Участники рынка
Сегодня на российском рынке башенных кранов присутствуют и европейские, и российские производители. Основные иностранные игроки – Liebherr, Potain, а также ALFA, Jaso, Comansa, Raimondi, San Marco, Terex Comedil, Peiner, Zeppelin и др. Отечественные производители – ЗАО «Машстройиндустрия» и ОАО «Ржевский крановый завод», Карачаровский, Санкт-Петербургский, Нязепетровский заводы. Отечественные краны составляют основную часть парка. Есть также китайские марки, которые только начинают проникать на рынок России.
Следует отметить, что, выбирая производителя, прежде всего наши строители учитывают опыт успешной эксплуатации в российских условиях, т. е. больше шансов на успех у проверенных и хорошо известных марок, и отечественных, и иностранных.
Российские краны
Башенные краны отечественных заводов соответствуют требованиям российских стандартов, норм и правил. Эксплуатационный период этих кранов максимален, поскольку проектируют их специально для работы в российских условиях. Это в основном «тяжелые» краны, которые отличаются массивной конструкцией и большой грузоподъемностью (г/п). Однако чем больше масса башенного крана, тем сложней его транспортировка. Тем не менее краны, например, предприятия «Машстройиндустрия» входят в габариты автомобильных прицепов, что позволяет перевозить их без специального сопровождения.
Российские краны потребляют электроэнергии, значительно больше, чем импортные. Например, пусковая мощность некоторых отечественных кранов составляет примерно 200 кВт, импортных – 50...70 кВт. Для строителей электроэнергия – немалая проблема: она дорого стоит. Часто электроэнергии на стройке недостаточно, особенно в зимний период. Недостаток мощности может привести к тому, что кран просто не запустится либо, что хуже, выйдут из строя все электронные блоки (на башенных кранах установлены защитные системы, которые при падении напряжения блокируют запуск крана или во время его работы пускают всю энергию на спуск груза и торможение).
Российские строители охотно приобретают продукцию отечественных заводов. Качество российских башенных кранов проверено временем, этим кранам доверяют и знают их возможности.
Китайские краны
Китайские башенные краны более доступны по цене, чем отечественные или европейские. Однако они не пользуются большим спросом, так как опыт их эксплуатации в России, в частности в Центральном регионе, сравнительно небольшой. Можно привести и такой пример: в одной компании было два башенных крана – Liebherr и китайский. Приходилось по очереди менять крановщиков, на месяц сажали то на Liebherr, то на «китайца», поскольку условия труда на китайском кране гораздо хуже, крановщик больше утомляется.
В Сибири китайские краны уже широко представлены, и несмотря на это, определенного мнения об этих кранах у специалистов еще не сложилось.
Европейские краны
Высокопроизводительные, универсальные, надежные. При достаточном разнообразии представленных на рынке моделей эти машины, как правило, отличаются высокой скоростью подъема и большим вылетом стрелы. Повторю, что в России представлены практически только европейские производители – из Германии, Италии, Франции, Испании. Башенные краны США и Канады производят фирмы, которые связаны капиталом с европейскими производителями, поэтому рынок строго разделяется и американские краны в Россию не поставляют, только продукция европейских отделений этих фирм. Например, TEREX имеет заводы и в США, и в Европе – в Италии, Германии. Конечно, и в Россию поставляют краны из Италии и Германии. К тому же в Америке краны выполняются в дюймовых единицах измерения, и для российского рынка им понадобилось бы перестраивать производство.
Однако в процессе эксплуатации импортных кранов могут возникнуть проблемы. По мере выработки ресурса крана ему требуется ремонт, а так как российские унифицированные элементы не соответствуют импортным, возникает необходимость приобретать оригинальные запасные части у производителя.
Факторы формирования рынка
Цены на европейские башенные краны выше, чем на краны отечественные. Импортный кран окупается, как правило, за 5...6 лет, российский – быстрей на 1...1,5 года и больше. И все же при выборе башенного крана не цена является основным ориентиром, а его технические характеристики. Рынок башенных кранов формируется по потребностям, которые зависят от условий и технологий строительства. Там, где отечественный кран не подходит по техническим характеристикам, применяется европейский кран, и наоборот.
Вид строительства, который наиболее распространен в том или ином регионе, является одним из определяющих факторов спроса на башенные краны. В России на сегодняшний день это в основном крупнопанельное и монолитное строительство.
При панельном строительстве применяются «тяжелые» башенные краны грузоподъемностью 10 т и выше, потому что элементы строительных конструкций, например, лифтовые шахты, могут весить до 7,5 т. При этом на кранах используется короткая стрела, всего до 35...40 м.
При монолитном строительстве требуется кран с другими параметрами. Дома строятся высотные и при этом обычно в условиях ограниченного пространства строительной площадки, а потому при возведении монолитных высоток применяются в основном краны стационарные. Такие краны крепятся к зданию по мере его возведения и «вырастают» вместе с ним в процессе строительства. Вместе с тем есть модели кранов, в частности марки ALFA, которые могут быть закреплены внутри здания (например, в шахте лифта) и телескопироваться все выше по мере возведения здания. У них высота башни гораздо меньше (27 м), чем может быть здание (например, 200 м). При этом экономия равна стоимости не используемой в таком случае башни крана (173 м для нашего примера).
Сейчас в России бурно развивается и такой вид строительства, как возведение малоэтажных зданий, например коттеджных поселков, популярных у граждан с доходом «выше среднего уровня». В этом случае чаще всего используются легкие быстромонтируемые башенные краны, их все больше продают в России. Следует заметить, что с точки зрения промышленной безопасности применение кранов этого типа требует повышенной осторожности. Машинист крана должен быть высококвалифицированным специалистом, так как управление ведется с радиопульта, а значит, нужна особая внимательность и определенный навык.
Технологии строительства, принятые в разных компаниях, также влияют на выбор в пользу того или иного башенного крана. Так, способ подачи и заливки бетона может определить требуемую грузоподъемность башенного крана. Одни застройщики подают и заливают бетон с помощью бетононасосов, другие заливают бетон из специального бункера, который подается башенным краном. Во втором случае на стройке определенно понадобится мощный башенный кран большой грузоподъемности.
Климатические условия в России оказывают влияние на формирование рынка башенных кранов. Нижний предел рабочего диапазона температур импортных кранов в основном ограничен –25 °С, тогда как отечественные машины, как правило, работают при температуре до –40 °С. В тех регионах России, где средняя температура зимой ниже –25 °С, температурные ограничения на работу крана становятся определяющими при выборе техники. Некоторые западные производители выпускают краны северного исполнения с возможностью работы до –40 °С, но цена таких кранов значительно увеличивается.
Из-за холодных русских зим и дождливой осени башенные краны без кабины машиниста также послужили причиной узкого применения. Зато в Испании и Италии почти все башенные краны такого типа управляются с помощью радиопульта.
Законодательство является неоспоримым фактором формирования спроса и предложения. Работа башенного крана на строительном объекте должна проводиться строго в соответствии с законами. Так, например, башенные краны с маховой стрелой широко применяются в Великобритании, поскольку там запрещено, чтобы стрела башенного крана заходила за границы стройплощадки. Краны с маховой стрелой присутствуют и на российском рынке, однако поскольку подобного требования законодательства у нас нет (и эти краны существенно дороже), нет и веских предпосылок для их широкого распространения.
О сервисе на рынке
Жесткая конкуренция на современном российском рынке башенных кранов заставляет всех его участников предлагать полный комплекс услуг в этой сфере. При покупке импортной техники всегда остро встает вопрос сервисного обслуживания и поставки запасных частей. С этой проблемой сталкивается большинство покупателей импортных башенных кранов, хотя производители и представляющие их на российском рынке компании все больше оптимизируют работу своих сервисных служб. Чаще всего проблемы возникают при покупке подержанной техники.
Небольшие компании не могут своими силами выполнить ремонт купленного крана, а крупные компании, имеющие большой парк башенных кранов и собственные ремонтные мастерские, обычно отказывают сторонним заказчикам: их производство загружено собственными работами. Поэтому при заключении договора купли-продажи в первую очередь надо оговаривать вопросы гарантии, сервиса, ремонта и поставки запчастей.
И все же, говорить, что это касается только иностранных производителей, нельзя. Многие компании, эксплуатирующие башенные краны, отмечают, что определенные запчасти сложно достать независимо от того, российский это производитель или иностранный, но это скорее исключение, чем правило.
Перспективы и тенденции рынка
В 1990-е годы в России существовала острая проблема – не обновлялся парк башенных кранов. Срок службы башенного крана – ориентировочно 15 лет, после чего наступает критический износ узлов и агрегатов, общая усталость металла, и тогда ремонт башенного крана становится нерентабельным. Сейчас, если говорить о московском регионе, обновление идет активно, в других регионах – медленней, но все-таки идет, а это уже немалый стимул для развития рынка.
У российской промышленности по производству башенных кранов определенно есть перспективы, в первую очередь на основе сотрудничества с зарубежными фирмами. Сейчас в России создаются совместные предприятия, финансово-промышленные группы в различных формах. Лидеры российского краностроения останутся, скорее всего, независимыми. Уже сегодня можно отметить значительное улучшение качества выпускаемой в России продукции. Так, на последней выставке «СТТ-2007» Ржевский завод демонстрировал кран КБ-571, в конструкции которого заложена возможность установки импортных редукторов и других агрегатов, однако и цена его приближается к уровню импортных кранов.
Вполне возможно также, что рынок станет развиваться в сторону роста китайского сектора. Специалисты сходятся во мнении, что прогресс этой индустрии в Китае идет очень быстро. Вероятно, через какое-то время это будет серьезный конкурент другим производителям.
Существует и такая тенденция – строительные компании сами покупают краны и эксплуатируют собственными силами. Но ситуация, по-видимому, вернется к тому, что предоставлением услуг по башенным кранам будут заниматься преимущественно специализированные фирмы. Современные технологии, применяемые в проектировании и производстве башенных кранов, становятся с каждым днем сложней. Эксплуатация, ремонт и обслуживание новых кранов требуют особых знаний и квалификации, при этом даже профильные компании, возможно, не справятся с этой задачей без сотрудничества с производителем.
На Западе в настоящее время применяют оба варианта использования башенных кранов, но специализированных фирм все-таки больше. Есть две-три крупные европейские компании, которые закупают краны у разных производителей и предоставляют их услуги строительным компаниям. Есть и производители, которые сами эксплуатируют и обслуживают собственные башенные краны на строительстве. Вполне вероятно, что и в России в конце концов установится подобное положение.
|