|
|
|||||||||||||
Одноковшовые полноповоротные строительные экскаваторыИстекший год резко изменил соотношение импортных и отечественных экскаваторов, поступающих к российскому потребителю, в пользу последних. Это не может не радовать, но лишь при условии, что прошедшие годы научили наши заводы гордиться не количеством металла, переработанного в цехах, а мнением покупателя о машинах, вышедших из заводских ворот. Возможно, этому будет способствовать требовательность строительных подрядчиков, воспитанная несколькими годами изобилия на российском рынке экскаваторов. В 1997, последнем экономически стабильном для России году, на отечественный рынок поступило 3114 одноковшовых полноповоротных экскаваторов, в подавляющем большинстве относившихся к 3 – 5 размерным группам. Из них в России было произведено 2735 машин, из США, Западной Европы и Японии импортировано 293 экскаватора (в т.ч. 82 б/у), из бывших республик СССР ввезено 86 экскаваторов (в т.ч. 26 б/у). Таким образом, в 1997 г. на машины из США, Западной Европы и Японии ориентировалось 9% российского рынка. Структура поставок на российский рынок одноковшовых полноповоротных экскаваторов в 1997 г. свидетельствует, что более 75% импортных экскаваторов пришлось на машины KOMATSU, CATERPILLAR, AKERMAN (VOLVO), HITACHI, JCB, LIEBHERR, CASE, FIAT-HITACHI, причем доля KOMATSU составила более 37%. Кроме них российские строительные подрядчики приобретали также экскаваторы O&K, DAEWOO, HYUNDAI, KATO, KOBELCO, MITSUBISHI и др. (всего 72 штуки). Наибольший объем закупок пришелся на предприятия нефтегазовой промышленности. Из дилерских фирм наиболее результативными в 1997 г. оказались «ЛонМади» (JCB), «Фалкон» (CASE), «Амур Машинери Энд Сервисис» (CATERPILLAR) и «Евротехцентр» (FIAT-HITACHI). Попробуем более подробно разобраться в общих чертах и фирменных «изюминках» импортных экскаваторов, наиболее популярных в России. Общее представление о номенклатуре, размерных группах и модельных рядах продукции перечисленных компаний дает таблица. В нее включены все размерные группы, выпускаемые тем или иным производителем, в том числе и большеразмерные «прямые лопаты» с ковшами вместимостью до 35 м3, применяемые в карьерах и на вскрышных работах. В дальнейшем мы не будем возвращаться к этим гигантам, а ограничимся рассмотрением машин строительного размера, массой от 7 до 45 тонн. Несмотря на разнообразие марок и моделей, все современные машины обладают большим числом одинаковых или весьма сходных признаков. Прежде всего отметим, что число моделей гусеничных экскаваторов намного больше, чем пневмоколесных. Это отражает соотношение между объемами земляных работ в характерно городских условиях и прочих. Известно, что пневмоколесные машины более эффективны в случаях, когда объемы земляных работ невелики и рассредоточены, а опорные поверхности выдерживают достаточно высокое удельное давление, что характерно для городов. Наоборот, гусеничные машины требуют бoльших затрат времени и средств на перебазировку, и более приспособлены к грунтам с малой несущей способностью. Колесные машины – это, как правило, варианты гусеничных прототипов, смонтированные на пневмоколесном шасси. Масса пневмоколесных экскаваторов, как правило, не превышает 25 тонн, поскольку увеличение нагрузки на ось ограничивает возможность их перемещения своим ходом. Особое внимание все производители уделяют малому радиусу вращения противовеса, подчеркивая приспособленность «колесников» к работе на улицах без помех движению, а также вплотную к зданиям и деревьям. Общими для подавляющего большинства полноповоротных экскаваторов строительных размеров являются использование рабочего оборудования «обратная лопата» с гидроприводом в качестве основного, широкий набор сменных ковшей различного назначения, а также гидромолотов, фрез, буров, разрушающего инструмента, ножниц, 2 – 5 вариантов рукоятей разной длины, моноблочные и двухэлементные стрелы, гидростатический привод хода и механизма вращения поворотной платформы. Большое внимание уделяется условиям работы оператора. Подавляющее число производителей полагают, что для современного экскаватора обязательны: Не менее важным признается повышение эффективности и производительности полноповоротных экскаваторов. В этой области наиболее заметны следующие тенденции: Надежность, долговечность и удобство обслуживания – факторы, также сильно влияющие на конкурентоспособность полноповоротных экскаваторов. Стараясь обеспечить своей продукции имидж надежных, долговечных и неприхотливых машин, производители стремятся: Наряду с общими для всех машин этого класса особенностями и тенденциями технического развития, каждая из фирм-производителей подчеркивает в своей продукции что-то, делающее ее лучше или, по крайней мере, непохожей на машины конкурентов. Главным образом это отражается в технических характеристиках экскаваторов. Так, фирма KOMATSU среди особых достоинств своих экскаваторов строительного размера отмечает жесткость, надежность и долговечность X-образной рамы шасси, высокие транспортные скорости колесных машин, многофункциональность, точность и надежность автоматических систем управления экскаватором в сочетании с простотой их эксплуатации, комплектацию машин под заказ неординарным оборудованием для сноса зданий, вращающимися вокруг продольной оси рукоятями, прямыми стрелами. Компания CATERPILLAR к числу достоинств своих экскаваторов относит современный «обтекаемый» дизайн, новую концепцию комфорта и эргономической компоновки, включающую автомат климатического контроля, полнопоточную фильтрацию вентилирующего воздуха и поддержание внутри кабины избыточного давления. Подчеркивается также широкий выбор сменных рабочих органов, стрел и рукоятей различной конфигурации и длины, повышенные усилия и скорости срабатывания гидроцилиндров стрелы, рукояти и ковша, а также пониженная благодаря доступности всех точек ежедневного обслуживания трудоемкость сервиса. Фирма VOLVO, логотип которой заменил на стрелах экскаваторов хорошо известное российским строителям имя AKERMAN, утверждает, что именно ее машины отличаются высокой производительностью. Методы ее достижения традиционны: комфортабельные и безопасные операторские кабины, автоматизация операций выбора режимов копания и работы двигателя, увеличение размеров рабочей зоны за счет геометрии стрелы и использования длинноходовых гидроцилиндров, применение менее скоростных дизельных двигателей с увеличенным моментом и пониженной токсичностью выхлопа, вынос точек ежедневного обслуживания в легкодоступные места. HITACHI CONSTRUCTION MACHINERY Co – один из патриархов мирового экскаваторостроения. Инженеры именно этой компании немало сделали для появления первых полностью гидрофицированных экскаваторов, ныне полностью вытеснивших со строек своих предшественников. Однако груз накопленного опыта не мешает HITACHI оставаться динамичной компанией, легко адаптирующей свою продукцию к постоянно меняющимся требованиям рынка и вызовам конкурентов. Составляющие успеха те же: улучшение условий работы оператора, развитие технических и «интеллектуальных» возможностей экскаватора, минимизация и упрощение техобслуживаний. Примером удачного сочетания достижений по всем трем направлениям могут служить, например экскаваторы 300-й серии. Кабина оператора отвечает последним требованиям стандартов ЕС, рабочее оборудование не утяжелено в угоду прочности, но полностью надежно, автоматика позволяет выполнять с высокой скоростью 4 различные операции: копание, выравнивание горизонтальных поверхностей, склонов и трамбовку последних, а также при необходимости быстро переходить на кратковременную работу в режиме повышенной на 10% мощности. Экскаваторы JCB занимают заметное место на европейском рынке, что не удивительно, так как эта компания – 5-й по величине мировой производитель строительной и землеройной техники. Несмотря на относительную молодость экскаваторного производства JCB, оно в полной мере усвоило как традиции превосходного английского качества, свойственные другой продукции JCB, так и японское технологическое совершенство, воплощенное в гидросистемах экскаваторов семейства JS (S – первая буква названия фирмы SUMITOMO) и их двигателях ISUZU. Эти машины также оснащены превосходными и просторными операторскими кабинами, прекрасно приспособленными для длительной работы, автоматикой выбора одного из 4-х режимов работы и перевода двигателя из режима полной нагрузки на холостой ход и обратно, системой самодиагностики, снимающей проблему поиска неисправностей. Пневмоколесные экскаваторы оснащены автоматической трансмиссией, реагирующей на изменение сопротивления движению сменой режима максимальной скорости на режим максимальной тяговой мощности или наоборот. Экскаваторы JCB неплохо приспособлены к работе в холодном климате благодаря автоматической процедуре подготовки экскаватора к запуску и работе при низких температурах. Известно, что один из экскаваторов JS300 уже три года работает у Полярного круга севернее Сургута, не создавая своим хозяевам никаких проблем. Источник: «Основные Средства» №3/1999
Автор: К. Шестопалов, канд.техн. наук
Фотоматериалы |
||||||||||||||
Наверх | ||||||||||||||
|