20 марта 2008 г.
Наконец-то строительный бум докатился и до дорожной отрасли. Это подтверждают статистические данные отечественного производства и импорта дорожной уплотнительной техники - катков и виброплит. С момента последней публикации в нашем журнале, посвященной анализу российского рынка дорожных катков (№5"2004), ситуация на рынке заметно поменялась. Выросли объемы производства у отдельных российских предприятий, а также поставки из-за рубежа, появились новые отечественные изготовители и новые зарубежные брэнды.
Изготовители России и Беларуси
Старейший изготовитель дорожных катков - ЗАО "Раскат" - по-прежнему удерживает лидирующие позиции среди отечественных производителей как по объемам производства, так и по номенклатуре выпускаемой техники. На сегодняшний день предприятие серийно выпускает 11 моделей катков: вибрационные тротуарные массой 1,5 и 3,5 т; вибрационные гладковальцовые массой 7,8 и 11,5 т; вибрационные комбинированные массой 7,6, 10,5, 14 т; пневмоколесные массой 16 и 18 т; вибрационные грунтовые массой 13 т; вибрационные прицепные массой 8,2 т.
В 2006 году Раскат вступил в Независимую ассоциацию машиностроителей. С этого момента дела на заводе идут в гору: растет выпуск техники, идет обновление модельного ряда - в этом году представлены новые модели тротуарного и грунтового катков, ведется модернизация производства. В 2006 году изготовлено 428 катков, что на 23% выше, чем за предыдущий год. План на 2007 год предусматривает выпуск 507 единиц техники, а к 2010 году запланирован рост до 1000 машин. Несмотря на рост производства на Раскате, его рыночная доля снижается: в минувшем году за предприятием было 78% отечественного производства (с учетом белорусского Амкодора). Отметим, что в 2005 году его доля равнялась 84%, а в 2003-м - 90%.
Существенное уменьшение доли Раската в 2006 году обусловлено появлением нового игрока на российском рынке - завода "Дормашина", находящегося по соседству с Раскатом, в Рыбинске. Первоначально это предприятие специализировалось на капитальном ремонте и восстановлении катков, а с прошлого года здесь освоено полноценное производство. Преимущественно это модернизированные катки старого модельного ряда, выпускавшиеся Раскатом. Среди них, 8- и 13-тонные комбинированные виброкатки, гладковальцовые виброкатки массой 7 и 9 т, статические пневмошинные катки массой 9 т, грунтовые виброкатки массой 13 т. Новой моделью собственной разработки является виброкаток ДМ-10, предлагаемый в комбинированном варианте и с гладкими вальцами, а также в статическом исполнении на пневмошинах. В 2006 году Дормашиной изготовлено 74 катка. Помимо капремонта и производства катков предприятие также торгует китайскими катками.
Свою лепту в насыщение рынка вносит еще ряд изготовителей.
ЧТЗ-Уралтрак помимо промышленных тракторов не так давно освоил выпуск тяжелых грунтовых виброкатков массой около 25 т. Катки предлагаются с гладким и кулачковым вальцом. Пока выпуск катков невелик - три-пять единиц в год, - главными для предприятия по-прежнему остаются промышленные тракторы. В связи с этим на сегодняшний день завод может удовлетворить не все заявки на катки. Однако в ближайшее время изготовитель намерен уделять больше внимания дорожной тематике.
Дорожные катки, выпускавшиеся ОАО "Саста" по лицензии компании "Vibromax", изначально не были профильными для этого предприятия, специализирующегося на производстве станков. В этой связи в 2005-2006 гг. изготовление катков из ОАО "Саста" было передано на новое предприятие - ЗАО "Кауф". По этой причине на два года было приостановлено их изготовление. В 2007 году возобновлено производство катков под новым брэндом. Модельный ряд прежний - виброкатки гладковальцовые и комбинированные массой около 10 т и грунтовые виброкатки массой 12,6 т. В этом году изготовлено 15 единиц техники.
На выпуске легких катков специализируются Ирмаш и Ругрейд.
Ирмаш предлагает тротуарный виброкаток массой 1,3 т в исполнениях с механическим и гидравлическим приводом хода. Поскольку катки являются небольшим элементом широкой гаммы выпускаемой предприятием дорожно-строительной, коммунальной и землеройной техники, объемы их производства невелики: в 2005 году изготовлено 25 единиц, в 2006-м - 24 единицы.
Предприятием Ругрейд освоен выпуск 1,1-тонного тандемного виброкатка с гидроприводом ДУ-108 , предлагаемого в гладковальцовом или комбинированном исполнениях. Из отечественных компонентов на машине применены в основном металлоконструкции и облицовка, все остальные комплектующие импортные. В следующем году фирма намерена начать производство тандемного виброкатка массой 3,5 т, оснащенного гидроприводом. Годовой выпусккатка ДУ-108 на предприятии составляет порядка 15 единиц.
Напомним, что в 2004 году Дмитровским экскаваторным заводом была предпринята попытка освоить производство 1,5-тонного катка. Увы, перспективный проект так и не был реализован.
Доля катков белорусского предприятия Амкодор на российском рынке невелика. Это и неудивительно, поскольку основную ставку изготовитель делает на фронтальные погрузчики. Тем не менее модельный ряд Амкодора весьма разнообразен: тандемный виброкаток массой 2,7 т, тандемный виброкаток массой 10 т, комбинированный каток массой 9,2 т, пневмошинный каток массой 9,6 т, грунтовый виброкаток массой 11,5 т. В следующем году планируется освоить модель грунтового виброкатка массой 16 т. Ведется разработка еще ряда новых моделей катков. Выпуск катков на протяжении последних нескольких лет был невелик - порядка 15-20 штук. Однако в ближайшей перспективе тема катков должна получить достойное развитие. С целью разгрузки мощностей головного предприятия в Минске их производство переводится на Амкодор-Пинск. Видимо, по этой причине в 2006 году в статистических данных катки Амкодор не значились.
Структура производства отечественных катков по массе, красноречиво характеризует спрос дорожных строителей. Лидируют грунтовые катки массой 13 т, за ними следуют 14-тонные комбинированные катки, велик спрос на катки массой 8 т. В целом на долю дорожных асфальтовых катков массой 7-12 т приходится 39% выпуска. За тротуарными катками 18% производства.
Зарубежные изготовители
Иностранное присутствие на отечественном рынке дорожной уплотнительной техники в последние несколько лет становится все более существенным. Это говорит о том, что российские дорожники все чаще отдают предпочтение импортной технике - высокопроизводительной, надежной и долговечной. Несмотря на определенный рост производства у отечественных производителей, зарубежные фирмы ежегодно "оттяпывают" у них вожделенные проценты. Это связано с более высокими темпами роста продаж импортной техники по сравнению с темпами роста отечественного производства. Так, в 2003 году нашим изготовителям катков принадлежало лишь 50% рынка. В 2005-м их доля уменьшилась до 36%, в 2006-м наши довольствовались уже 33%. Отметим, что в 2003 году в Россию было ввезено всего 184 новых катка, а также 214 подержанных. В пошлом году импорт составил 650 единиц новой техники и 475 - б/у. Причем процент завоза новых машин год от года увеличивается. Вернемся к 2003 году. Как уже было сказано, на тот момент нашим производителям принадлежало 50% рынка, на долю новой импортной техники приходилось 23%, на долю б/у - 27%. В прошлом году за новыми импортными машинами уже было 39%, за бэушными - 28%, остальное принадлежало отечественным изготовителям катков.
Наиболее сильные позиции в нашей стране на сегодняшний день имеют такие фирмы, как Bomag, Hamm и Dynapac. В прошлом году им в сумме принадлежало 74% российского рынка новой дорожной уплотнительной техники. С большим отрывом от них идут Ingersoll Rand ABG, Caterpillar и Ammann. Собственно, перечисленные компании и являются основным игроками на российском рынке. Другим фирмам приходится довольствоваться не более чем 3% рынка. У большинства ведущих поставщиков в 2006 году отмечен рост ввоза техники в Россию, исключение составили Ingersoll Rand ABG и Ammann, встретившие очередной год с более низкими результатами. Самый большой рывок сделал Bomag, поставив в 2006 году 207 единиц уплотнительной техники, что превысило показатель 2005 года в 2,6 раза. У Hamm отмечен двукратный рост (176 машин). Dynapac почти наполовину увеличил ввоз техники (96 машин). Таким образом, в 2006 году Bomag вышел на первое место по объемам поставок на российский рынок новой уплотнительной техники. Бессменному лидеру Hamm пришлось потесниться. Заметим, что в 2005 году эти фирмы шли ноздря в ноздрю, а еще пару лет назад, в 2003-м, между ними была пропасть (36% у Hamm и 16% у Bomag).
Столь серьезные позиции у тройки лидеров обусловлены не только умением торговать (в данном контексте под этим понятием подразумевается не базарный смысл этого слова - побыстрее втюхать клиенту товар, - а многоплановые действия, способствующие успеху фирмы на рынке), но и широчайшим спектром современных машин для уплотнения грунта и дорожного покрытия.
У Bomag продуктовая линейка представлена более чем 20 моделями тандемных катков массой от 1,5 до 15 т, шестью базовыми моделями комбинированных катков массой от 1,6 до 9,3 т, тремя моделями пневмошинных катков массой от 8,7 до 27 т, девятью моделями грунтовых катков массой от 6 до 27 т, а также большой гаммой компактной техники - ручными и траншейными катками, виброплитами и вибротрамбовками.
Модельный ряд Hamm один из наиболее представительных: 23 модели тандемных катков массой от 1,5 до 14 т, 16 моделей комбинированных катков массой от 2,2 до 9 т, 37 моделей и модификаций грунтовых катков массой от 5,5 до 25 т, три модели пневмошинных катков массой от 9 до 14 т, две модели статических трехвальцовых катков массой 10,6 и 12,5 т.
Очень внушительна линейка Dynapac: 21 модель грунтовых катков массой от 5,5 до 27 т, 18 моделей тандемных катков массой от 1,6 до 18 т, пять моделей комбинированных катков массой от 2,4 до 8,2 т, пять моделей статических катков массой от 6 до 12,4 т, а также ручные и траншейные катки, виброплиты и вибротрамбовки.
Линейки компаний, следующих за тройкой лидеров, несколько скромнее, однако их ассортимент способен производить большинство видов дорожных работ.
Модельный ряд Ingersoll Rand ABG представлен семью моделями грунтовых катков массой от 4,5 до 20 т, девятью моделями двухвальцовых катков массой от 7 до 15,5 т, одной моделью пневмошинного катка массой 16-24 т, тремя моделями комбинированных катков массой от 2,6 до 6 т и тремя моделями тротуарных катков массой от 1,4 до 3,8 т.
Российское представительство чешской фирмы "Stavostroj", с 2006 года вошедшей в состав Ammann, теперь предлагает весь спектр техники, выпускаемой как самой Ammann, так и ее чешским подразделением. Производственная гамма компании насчитывает семь моделей грунтовых катков массой от 7 до 23 т, 12 моделей тандемных катков массой от 1,4 до 11,5 т, шесть моделей комбинированных катков массой от 1,5 до 9,3 т, одну модель пневмошинного катка массой 10-24 т, кроме этого, включает линейку мини-техники - ручных катков и виброплит.
Модельный ряд уплотнительной техники Caterpillar достаточно представителен - порядка 30 моделей, однако на сайте российского представителя этой фирмы показано всего три модели катков - один тротуарный и два грунтовых.
Постепенно набирает обороты в России брэнд JCB Vibromax. Напомним, что в 2005 году произошло поглощение известного изготовителя дорожной уплотнительной техники - немецкой фирмы "Vibromax" - крупнейшим производителем строительной техники из Великобритании - компанией "JCB". Пока продажи JCB Vibromax в России невелики, но уже отмечена положительная динамика. Линейка компании включает 13 моделей тандемных виброкатков массой от 1,2 до 9,1 т, семь базовых моделей грунтовых катков массой от 4,6 до 20 т, пневмошинный каток массой 12-24 т и широкий спектр мини-техники - ручных и траншейных катков, виброплит и вибротрамбовок.
Помимо упомянутых фирм в Россию стабильно, хоть и не в очень больших количествах, поставляется уплотнительная компактная техника фирм "Wacker" и "NTC Stavebni technika". Недавно начаты продажи японских катков Sakai. Только за первое полугодие этого года их поставлено 65 штук.
Не обошли вниманием дорожную отрасль и производители из Поднебесной. Первые китайские катки были завезены в Россию в 2005 году. Дорогу к нам проторила одна из крупнейших тамошних фирм - "XCMG". Девять катков этой марки, импортированных к нам в 2005 году, погоды, конечно, не сделали, но дали возможность нашим дорожникам попробовать китайскую уплотнительную технику в работе. На следующий год за XCMG подтянулись LiuGong, Shantui, Sany, Zoomlion, YTO и Junma. Импорт вырос втрое, хотя по-прежнему в лидерах остался XCMG. В нынешнем году произошел самый настоящий прорыв китайских катков на российский рынок: в первом полугодии импортировано более 80 единиц техники. В лидерах - XCMG, Xiagong, LiuGong, Shantui и Longgong. Отдельные российские поставщики китайской продукции в стремлении получить навар побольше и поскорее внедриться на рынок не сертифицируют ее, проводя через таможню новые машины как бывшие в употреблении. Остается надеяться, что эта лазейка вскоре будет прикрыта и наши потребители получат возможность применять лишь сертифицированную технику, соответствующую российским требованиям.
Основная масса китайских производителей выпускает преимущественно грунтовые катки. Наиболее полную линейку дорожных катков предлагает XCMG. В арсенале компании семь моделей грунтовых катков массой от 12,4 до 25,6 т, столько же моделей тандемных катков массой от 7,1 до 13 т и четыре модели пневмошинных катков массой от 9,4 до 30 т.
Подводя итог, отметим две основные тенденции на российском рынке дорожной уплотнительной техники, которые прослеживаются в текущем году и наверняка сохранятся в следующем. Первая: дальнейший рост импорта с преобладанием новых машин. Вторая: значительное увеличение доли китайской техники. На этом фоне вряд ли стоит ожидать количественного и качественного скачка в отечественном производстве дорожного уплотнительного оборудования.
Автор: Владимир Новоселов
|